Джейн Остен "Гордость и предубеждение". Читать и перечитывать!

Признаюсь, мы купили эту книгу в одном ивановском книжном магазине главным образом из-за издания - флипбук. Занятная очень форма для "дорожного" варианта книги, 800 с лишним страниц убираются в ладонь.

Что интересно, изданы в этой серии в основном классические романы и повести ("Анна Каренина", "Идиот", "451 градус по Фаренгейту", "Над пропастью во ржи"), и я выбирала, исходя из соображений "этого нет в нашей библиотеке" и "я это не читала, но хотела бы" - не так-то легко было выбрать ;) В конце концов мы с мужем остановились на эпохальном романе Остен.
Конечно, я должна была прочитать его еще в пору студенчества - наверняка эта книга даже входила в списки обязательного прочтения для студентов романо-германского отделения филфака ;) И я уже не помню, по какой причине ее не прочла - в универе я отличницей не была, чего уж там ) Потом, зная, что этот роман у симпатичных мне романтичных барышень вроде Женечки Ганчевой ходит в числе любимых, я мысленно пообещала себе его прочитать. Начинала смотреть фильм (тот, что с Кирой Найтли), но быстро выключила: у меня сразу появилось ощущение, что я смотрю на краткий пересказ чего-то, и я решила не портить впечатление перед книгой.
кадр из фильма "Гордость и предубеждение" с Кирой Найтли в главной роли

Так что к чтению я приступала с полным неведением сюжета (ну, за исключением того, что главный герой - некий мистер Дарси, который в конце концов составил счастье главное героини). Читать начала уже в поезде - формат книги тому способствовал. И потом таскала ее и на дачу с собой, и в поездку в Лысково, где я ее и дочитала, сидя в ночи на кухне Ефремовых на пару с неспящим хомяком.
И давно же я не получала такого удовольствия от слога и не зачитывалась так, чтоб прям нельзя было оторваться! (кажется, последний раз это было с каким-то из "Фандориных". Но там-то - хитро написанный детектив, а тут - дамский классический роман ;))

Главных впечатлений, в общем, два:

1. Психология и характеры.
Роман написан в конце XVIII (!) века, а типажи, характеры, уловки и гордость с предубеждениями, - все те же... Честно говоря, в голове моей иногда всплывало представление о том, что стало бы с "Гордостью и предубеждением", задумай кто-нибудь из режиссеров (только талантливых, со вкусом!) снять на него ремейк в современных реалиях. Думаю, получилось бы все так же интересно!

2. Язык.
Как мне жаль, что нынче мы так уже не говорим! Не пишем таких писем, не делаем таких комплиментов, не объясняемся так в любви, не шутим, наконец, как это делают герои этого романа!..
...Помню, мне как-то довелось побывать на финале всероссийского конкурса "Учитель года", и там на меня произвела впечатление речь одной учительницы русского языка и литературы (публичное выступление было одним из конкурсных испытаний). Она говорила о том, что учит не просто читать и писать. Говорила о каком-то исследовании, согласно которому палитра эмоций человека, те чувства, которые он вообще в состоянии испытать и пережить, очень зависит от того, насколько он эти чувства и эмоции может сформулировать. Что, грубо говоря, у того, кто любую эмоцию - от восторга до отчаяния - выражает одним словом (не всегда цензурным) способность любить, сопереживать и т.д. будет ниже, чем у того, кто готов это выразить со многими синонимами. И расширение словарного запаса - это работа не только для головы, но и для души. Что настоящий учитель русского языка и настоящая литература всегда развивает способность чувствовать, а не просто грамотно писать и разговаривать.

Что-то в этом есть. Может быть, не до конца верное - я чувствую часто, что простодушные и менее образованные или интеллигентные люди могут быть очень душевными и сердечными, гораздо более эрудированных. Да что там говорить! - есть в числе тех, кем я восхищаюсь те, кто и одной смс без ошибок не напишет, но по открытости и доброте даст мне сто очков вперед.
Но все-таки не могу не согласиться, что когда ты о своем чувстве можешь говорить, выражая до мелочей все его оттенки - это большое счастье, и для тебя самого и - тем более - для окружающих.

Такие романы надо читать и перечитывать хотя бы для того, чтобы не забывать, что разговаривать можно с гораздо бОльшими изяществом и красотой, чем мы обычно привыкли.

Девочки, а кто из вас еще любит это творение Джейн Остен? И что вы посоветуете прочитать у нее следующим? (я решила на одном не останавливаться ;) пора восстанавливать пробелы в образовании ;)

отзыв был написан специально для нашего семейного паблика "Читательский дневник Леши, Вали и Агнии"

Комментарии

Популярные сообщения