Концерт Элизбара для детей: как мы ходили в гости к музыканту-волшебнику

Концерт Элизбара для детей в Нижнем Новгороде 25 января

...Войдя в зал и впервые в жизни увидев кельтскую арфу, наша дочь (1 год 9 месяцев) воскликнула: "Ба! Ба!" - и замахала руками. Это значит - "бабочка". Мне кажется, она увидела не только внешнюю схожесть, но и суть этой вещи...
В субботу 25 января мы всей семьей ходили на концерт Элизбара для детей. Это довольно известный композитор и мультиинструменталист (настолько, что о нем даже есть статья в Википедии), которого, правда, обычно называют арфистом, а на самом деле он играет еще на многих инструментах, и в этот день мы увидели и услышали далеко не одну арфу. Его композиции давно уже у меня в плей-листе, любимые и заслушанные.
Арфа сама по себе - инструмент неземной, а тут еще и мелодии красивые, и исполнительское мастерство!.. Уже только поэтому на живой концерт, состоявшийся в нашем городе (Элизбар вообще-то венгерский музыкант, живет в Будапеште и иногда в Москве), пойти стоило. А тут еще организаторы расстарались с форматами: кроме концерта "для всех" было отдельное выступление для беременных и аж два (потому что оказалось много желающих) - для детей. И место неакадемическое - просторный зал, где обычно йогой занимаются. А это значит, что можно не волноваться по поводу того, что ребенок захочет встать, лечь, выйти, подойти инструмент потрогать после концерта, - все для того и придумано. В общем, как раз для совсем маленьких зрителей.
Дочку начали готовить еще накануне. Послушали с ней специально несколько композиций подряд, рассказали, что завтра поедем на концерт, там будет музыка и много детишек. Утром в день концерта она сама выбрала себе нарядное платье. Мороз завернул с утра - градусники минус 27 показывали. Но доехали, брат довез, на пять минут опоздали, - а оказалось, что как раз: детей, которые до этого резвились в соседнем зале, как раз пригласили рассаживаться с мамами вокруг нарядной арфы и других таинственных инструментов (ханг с металлофоном узнала сразу, с остальными познакомились во время концерта).
От концерта осталось двойственное впечатление у меня. Сейчас расскажу, почему.
И прошу прощения у тех, кто ждет от меня исключительно родительского взгляда - его было немного, я Элизбара пришла слушать еще и как музыкант.

Музыка, конечно, была волшебной. Под нее действительно кружатся феи, открываются порталы в иные сказочные миры, а явь этого мира дрожит и звенит хрусталем... Но все равно, даже это волшебство не может заставить полутора-двухлеток сидеть на месте все полтора часа.

Я не могу сказать, что Агния вела себя хорошо. Но и не могу сказать, что плохо. Она вела себя совершенно нормально для ребенка своего возраста: когда начиналась очередная мелодия, замирала на несколько секунд, приглядывалась, прислушивалась, а потом... находила себе еще миллион занятий: бегать вокруг колонки...собирать пледы, разложенные у ковриков...общаться с другими детьми и отбирать у них игрушки (а потом отдавать)...вытаскивать коробки с игрой "го" из шкафа и строить из них башни...лезть на подоконник, - короче, изучала мир. Честно говоря, был момент, когда я даже усомнилась в педагогической правильности своего решения привести ее: мол, решит еще, что на концертах всегда себя можно вести так. С другой стороны, ее неспособность усидеть на месте в таком возрасте - это физиологическая данность, норма. Она и информацию воспринимает по-другому пока. Вырастет - это изменится.
Редкий момент, когда ребенок спокойно слушает, сидя на коленях
Кстати, это был не первый ее музыкальный концерт: в августе, когда мы были на фестивале "Нияма" и наш ансамбль индийской классической музыки "Турья" играл час в вечерней программе на сцене под открытым небом, она танцевала неподалеку весь час напролет, даже зрители вокруг удивлялись (а я-то переживала, как она будет вести себя, пока мама на сцене :)) Здесь же танцевали, тихо кружились, пара деток постарше, а кто-то из более старших шумел посильнее малышни...
И все-таки. Это была далеко не самая трудная аудитория для детского концерта! Говорю это совершенно ответственно, потому что  мы с "Турьей" тоже немало концертов провели для детей - в детдомах и приютах, в лагерях и школах, даже в детских садах. Давно, правда, уже не играли для малышей, но навскидку я смогла хорошо вспомнить полтора десятка таких концертов - где это было, когда, как дети слушали нас... Это мое субъективное мнение, основанное на личном опыте: дети, бывает, не очень внимательно слушают музыку, но они всегда реагируют на твое общение с ними; если это делать с любовью, то их внимание растет пропорционально, и постепенно они все больше вовлекаются в действие.
DSC09258 1024x681 Иваново приглашает...
наш таблист Вадим - после одного из концертов в детском лагере Ивановской области
А тут - прекрасный музыкант, который играл нам волшебные песни, казалось, был полностью погружен в свое творчество. Точнее, старался полностью погрузиться, - дети явно ему мешали. Ему было намного спокойнее и интереснее общаться со взрослыми, что-то рассказывать мамам, отвечать на их вопросы (впрочем, дети вопросы и не задавали...) Никакого умиления от ползающих карапузов, танцующих пятилеток. Ну, может, умиления и не должно было быть, это уже мои мамские розовые сопли, но было очень четкое ощущение, что музыкант в этом зале, на этом концерте для детей - на самом деле не для детей...

А для кого,чего?.. Конечно, для самой музыки. Элизбар - преданный и очень талантливый ее слуга, бесспорно. И все же, все же, если попытаться добавить больше конкретики...
Я слушала, одним глазом косилась на своего неуемного ребенка, и все пыталась найти ответ на этот вопрос: для чего?.. (сразу скажу, что не для денег, конечно, это даже как-то оскорбительно было бы, хотя многие мои знакомые считали билет на концерт недешевым, но мне кажется, для такого камерного события, такой персоны, такого репертуара, - это более чем адекватные деньги).
И Элизбар рассказал. Рассказал о том, что когда он был маленьким мальчиком, он услышал звучание блок-флейты, и это перевернуло его душу и определило, кем он станет в жизни. Было видно, с каким трепетом он к этому событию относится, каким судьбоносным его считает... И я поняла: он играет этот концерт для маленького себя. В благодарность и во славу того момента. И еще для такого же ребенка, который, придя на этот концерт, тоже когда-нибудь станет музыкантом и тоже продолжит служить музыке так же трепетно и верно.
Бог даст, так и будет. Но, цитируя (не дословно) один отзыв, встретившийся мне в интернете о концерте Элизбара, "не люблю подглядывать, как люди занимаются любовью, даже если и с арфой".
Супруг мой передал это ощущение по-своему (тоже цитирую не дословно): "такая музыка красивая и все эти разговоры об арфатерапии и лечении, а сам он какой-то не расслабленный, напряженный весь". Оно и понятно: поди тут расслабься, когда за тобой подглядывают :)
Не собиралась никого ни с кем сравнивать, но мне тут же вспомнился супер-расслабленный Эйро, бас-гитарист из рок-группы с мировым именем "The Rasmus", с которым мы так чудно пообщались и попели в конце сентября, когда их группа приезжала в Нижний на гастроли. Казалось бы, человек играет в музыкальном стиле, который далек от идеи о гармонизации - и при этом гораздо больше походит на музыкотерапевта, чем виртуоз арфы. Не хочу просто говорить, что это от того, что Эйро медитирует, имеет связь с источником любви и т.п.. В конце концов, я уверена, что и Элизбар не чужд духовным практикам. Сама музыка - это большая духовная практика, а семь нот - чистейшая молитва.
Тогда в чем загадка?
Мне кажется, сказочность Элизбара играет с ним иногда такую вот недобрую шутку: соприкосновение с реальностью становится болезненным. А ведь мир этот может быть не хуже Средиземья, и улыбка самого непоседливого малыша - прекраснее улыбки лесного эльфа, если вглядеться в нее глазами любви...
Может, потому одна из любимых мелодий Элизбара у меня - это "Земляничная поляна", ее образ для меня - вполне земной, но от этого не менее прекрасный. Я попросила у мастера сыграть ее на бис.
И, не дослушав, вынуждена была через весь зал бежать к своей девочке, которая в этот момент обнаружила в углу рекламный штендер и начала со всей силы молотить по нему кулаком...

Некоторые слушали музыку даже лежа. С точки зрения арфатерапии это даже более правильно, чем сидя



Комментарии

Популярные сообщения