Марк Макгиннесс "Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте"

Книга Марка Макгиннесса "Несмотря ни на что" с подзаголовком "Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте" стала первой книгой, которую мне прислало издательство "Манн, Иванов и Фербер" как члену клуба рецензентов.
Сегодня я ее дочитала - закладка-лента беспомощно повисла в воздухе... чтобы потом вновь вернуться почти в начало ;) Автор - поэт и, что более важно в данном случае, тренер по личностному и творческому росту, построил свою книгу с правильной хитростью: когда ты, проглотив все его советы на тему устойчивости к критике, доходишь до предпоследней главы, он напоминает, что писал ее не просто для развлечения. Что единственный способ получить от нее толк - вернуться и действительно проработать главы, которые задели за живое. Так что по-хорошему - это книга, которую творческий человек прочитает не один раз. Поэтому и я не закрыла ее пока окончательно.

Хотя многие советы из тех, что даны Марком Макгиннессом, были мне известны. Они не из разряда "очевидности", пожалуй, но это то, что было добыто ценой своего опыта.
Когда я десять лет назад начинала работать в редакции еженедельной газеты, к нам однажды по приглашению издательства-партнера приехала известная женщина-автор книг по тому, как привлекать удачу и т.п. Называть ее имя не буду, так как ее книги кажутся мне до смешного поверхностными. Но имя ее было раскручено, и мы делали встречу или тренинг (сейчас уже не помню) с ней для читателей газеты. А она предлагала провести  также тренинг для сотрудников редакции. Темы примерно такие: "Есть ли жизнь после планерки", "Как пережить то, что редактор опять сократил вашу статью вдвое", "Способы снять стресс после сложного интервью" и т.п. Мои коллеги тогда хохмили и издевались над этими темами, а я, помню, подумала, что мне вообще такой мастер-класс не помешал бы - только от более адекватного человека. Я работала с очень профессиональной и классной командой, и соответствовать высоким стандартам порой было и впрямь нелегко.
И тогда только-только училась, услышав от редактора: "Это никуда не годится" переписывать все заново. Услышав от героя материала: "Я не даю свое согласие на публикацию этого ужасного интервью" спокойно, шаг за шагом, выяснять, что именно его не устраивает и собирать по крупицам то, что устраивало бы и его, и нас. Получив в редакционной почте письмо от читателя или комментарий на сайте в духе "Как вы могли вообще такое опубликовать?!" принимать к сведению конструктив, отбрасывать деструктив и просто работать дальше. Причем по возможности красиво и обязательно укладываясь в дедлайны.

Мне понравилась книга "Несмотря ни на что" именно потому, что мой личный опыт, накопленный в этой области, практически полностью совпадает с советами автора.

Его главный практический совет, метод, который позволяет достичь всего остального,
- медитируйте.
Будьте в настоящем.
Переваривайте критику и, сконцентрировавшись на моменте "сейчас", живите дальше.
Отделяйте себя от "эго" и плодов своего работы (в этом тоже помогает медитация). Подключайте юмор. Забудьте о том, на что не можете повлиять. Не увеличивайте критику, гоняя ее в голове, как заезженную пластинку: возьмите все конструктивное, извлеките уроки, остальное отбросьте (и тут опять медитация в помощь).

Макгиннесс, правда, рекомендует и дает инструкцию, как делать популярную сейчас медитацию "ясного ума" (она же - медитация "памятования" или медитация "прозрения", зависит от перевода; это облегченный вариант буддийской традиции), я же практикую сахадж-медитацию (в чем отличие - можно посмотреть, например, тут), а эффекты очень похожи.
Двадцать минут внутренней тишины в день, - и критика разбивается о щит устойчивости, которую эта тишина формирует.

Гораздо больше нового открыли главы, посвященные проживанию успеха: что иногда он не приходит, потому что ты его боишься, а иногда он становится больнее и разрушительнее, чем любая критика. Это именно те главы, к которым я планирую еще вернуться, - последнее время я вижу, что с похвалами и достижениями я справляюсь куда хуже, чем с критикой (точнее, каким-то удивительным мне самой образом умудряюсь успех тоже обратить в критику).

Из интересных и новых мыслей еще - доказанный нейробиологами факт того, что Маслоу был не прав, создавая свою пирамиду потребностей; что потребность социального признания для человека почти равна потребности утоления голода, а опасность социального отчуждения (читай: критики) по-прежнему воспринимается нашим мозгом как угроза жизни (потому что когда-то принадлежность к племени действительно была вопросом жизни и смерти). Теперь мне гораздо легче будет воспринимать собственную реакцию на критику (а то бывает так, что ты куда больше расстраиваешься тем, что вообще расстроился, чем от самих замечаний ;)) - в конце концов, это встроено в наш мозг практически на уровне инстинкта.

А еще воспользуюсь советом изучить биографию человека, который вдохновляет меня в той области, где творю в данный момент (а таких несколько), - и посмотрю, с какими препятствиями встречался он и как с ними справлялся.

Есть в книге и терапевтические главы-подсказки, в которые можно заглядывать, столкнувшись с интернет-троллем или откровенным хамством. Когда рядом нет "живого человека", который грамотно и аргументированно утешит тебя универсальным "Да забей!", пособие Марка Макгиннесса может очень пригодиться.

Из минусов книги могу отметить только повторение отдельных тезисов и абзацев, но это связано с тем, что книга рассчитана и на непоследовательное чтение; чтобы просто открыв главу с заинтересовавшим названием можно было не потерять суть.

И да, она будет практически совсем бесполезна тем, кто ничего не творит и никогда не сталкивается с критикой своих творений. Или кто вырастил себе уже такую толстую шкуру, что может сам временами превращаться в безжалостного критика или даже тролля.

Страница книги на сайте издательства
Купить книгу "Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте" в  моем любимом книжном интернет-магазине "Лабиринт"

Комментарии

Популярные сообщения