"МЫ ДОСТАТОЧНО УМНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ХОТЕТЬ СТАТЬ ЕЩЕ УМНЕЕ" Отзыв на книгу Дэна Хёрли "Стань умнее. Развитие мозга на практике"
Вот я и дочитала книгу, название которой в метро мне стыдливо приходилось прятать. Как-то не по себе было прилюдно читать книгу, на обложке которой крупными буквами написано «Стань умнее» (и гораздо более мелкими – «Развитие мозга на практике»), хотя кому-то это название и могло показаться интригующе-крутым.
Вопреки возможным ожиданиям, в книге нет упражнений по тренировке памяти, развитию внимательности, скорочтению и тому подобных уловок для ума. Зато рассказывается о том, насколько вообще благодарное это дело – развивать интеллект (точнее, как говорится в книге, «когнитивные возможности», т.е. способность к обучению, решению задач и понимаю сути). Это, оказывается, весьма спорный вопрос с точки зрения науки – можно ли вообще «стать умнее». Добрая треть книги посвящена доводам сторонников мнений «за» и «против», рассказам об их замысловатых экспериментах и прочей полемике, - и эта часть, честно говоря, зубосводяще скучна. Если только вы не человек, у которого развитие интеллекта входит в область профессиональных интересов, конечно.
У меня – не входит, именно поэтому я эту книгу так долго и мучила (зачеркнуть) читала. Решила «добить» ее, используя старый добрый филфаковский метод – количество непрочитанных страниц поделила на количество оставшихся дней (получилось по 40). И тут оказалось, что в «Стань умнее» есть места, которые читаются запоем! Временами я даже забывала контролировать «ежедневную норму» и читала больше, в результате пришла к финишу раньше времени (плюс не учла 30 (!) страниц примечаний со ссылками на научные работы и статьи, упомянутые в книге. Кладезь для дипломников, пишущих что-то о развитии когнитивных способностей).
Вот про «запойные» места я и расскажу.
Итак, научный журналист Дэн Хёрли, увлеченный последними исследованиями в области развития мозга, решает поставить опыт на себе и проверить, правда ли, что есть способы стать умнее.
Поскольку он научный журналист, то выбирает методики очень дотошно, изучая теоретическую базу, попутно опровергая разные мифы (например, о том, что беременным полезен рыбий жир – оказывается, напротив, это пагубно сказывается на развитии интеллектуальных способностей ребенка). В результате всех поисков автора, встреч с разработчиками и исследователями тех или иных способов, он останавливается на следующей схеме развития подвижного интеллекта:
1) физические упражнения (вы знали, что всего три часовых прогулки в неделю позволят вашей бабушке существенно улучшить способности к «многозадачности», то есть делать несколько дел одновременно?)
2) компьютерные тренинги для рабочей памяти – с виду обычные «игры», а на деле – тренажеры по развитию когнитивных способностей. Например, Lumosity.
3) обучение игре на новом музыкальном инструменте. Автор освоил лютню, пока писал книгу! И да, оказывается, уже доказано, что обучение музыке развивает мозг.
4) никотиновый пластырь. Никотин сам по себе, без связки с курением, оказывается, приносит больше пользы, чем вреда. При этом не вызывает привыкания, если употребляется в чистом виде.
5) медитация
Дальше автор попытался встроить все эти «примочки», обещающие существенный апгрейд его мозгу, в свое ежедневное расписание.
Главы о том, как он потел на турнике, расслаблялся в медитации, а потом стирал пальцы о струны лютни, читать так же увлекательно, как смотреть в «Красотке» на преображение Джулии Робертс из путаны в леди.
Дэн Херли приходит к интересному выводу: и занятия на компьютере, и обучение музыке, и физические упражнения объединяло то, что все они плохо у него получались, заставляли выходить за пределы зоны комфорта и работать буквально на пределе возможностей. «Может, занятия тем, что у тебя крайне плохо получается, действительно является важным элементом развития мозга?» - задался вопросом экспериментатор. Чем здорово меня обнадежил: я уже два месяца хожу на курсы кройки и шитья, и это по-прежнему дается мне с трудом, но, оказывается, я вполне возможно не только учусь шить, а еще и развиваю мозг! Херли пишет: «Все эти виды деятельности показались мне практически невыполнимыми. Я не просто не слишком в них преуспел – мне было действительно очень, очень трудно. В каждом из трех случаев у меня возникала мысль, что я замахнулся на что-то, что мне явно не по зубам. Мой рассудок твердил: «Это безумие» и «Я никогда не справлюсь». Но я продолжал. Может, ментальная кровь, пот и слезы и вправду являются неотъемлемой частью процесса когнитивного роста?»
Медитация, конечно, стояла особняком ото всех этих пыток.
«Мне очень нравился резкий контраст медитативных упражнений с остальными видами деятельности из моей тренинговой программы, да и со всей моей жизнью, - признается Херли. - Это действительно расслабляло и отлично прочищало мозги». Короче, это было единственное, что не напрягало. Я сама практикую медитацию по методу Сахаджа-йоги около 15 лет, поэтому этот пункт в экспериментах автора был для меня самым интересным.
Но Дэн быстро «сдулся»: «за несколько недель я занимался всего раз семь». Автор объяснил свою неудачу с медитацией тем, что на это у него «не хватало времени», при этом явно лукавя: поездки к учителю игры на лютне в совокупности с самостоятельными занятиями музыкой дома отнимали у него куда больше времени! И тем не менее, он решил из-за цейт-нота отказаться именно от медитации. Кстати, это был единственный пункт его программы, за который, в отличие от никотинового пластыря, занятий спортом, музыкой и на игры на компьютере (тренинговые программы были платными), он ничего не платил или заплатил единожды, занимаясь у себя дома под диск с инструкцией. Я думаю, это сыграло свою роль - вывод из собственного опыта: сахадж-медитация тоже бесплатна, и я много раз видела, как для современного ума это становится скорее препятствием, чем подспорьем.
Перед проведением итоговых тестов, которые и должны показать, стали ли он «умнее», автор делает паузу в описании своих мучений и рассказывает о том, что его привело к этой теме: знакомство с ученым Альберто Коста, отцом девочки с синдромом Дауна.
Личная трагедия заставила этого ученого изучать генетические заболевания, влияющие на интеллект, и он достиг в этом успехов. Оказывается, в современном мире есть две тактики борьбы с синдромом Дауна: одни ученые работают над тем, чтобы не дать таким детям родиться, изучая новейшие методы диагностики, другие, вроде Косты, пытаются найти способы, которые помогут таким детям адаптироваться в современном мире. История этого ученого и его поисков, его дочери Тихе, которая, несмотря на синдром Дауна, на глазах автора легко решает уравнение 8x2-7=505 ("икс квадрат" - вконтакте не напишешь правильно) – это самый трогательный фрагмент всей книги. И это дает понимание к тому, кому эта книга, возможно, нужнее всего – людям, чьи родные страдают заболеваниями, влияющими на интеллект (например, излеченный рак негативно сказывает на когнитивных способностях в будущем). «Стань умнее» - это возможность узнать о новейших разработках в науке и медицине и понять, чем еще, кроме традиционно-проверенных методов можно помочь своим близким.
А что же автор? Стал ли он в результате умнее? Что показало итоговое тестирование?
Наверное, не буду раскрывать эту главную интригу. Так, пожалуй, читать Дэна Херли будет гораздо увлекательнее.
Страница книги на сайте издательства тут.
Купить "Стань умнее" в интернет-магазине Labirint
Комментарии
Отправить комментарий