"МЫ ДОСТАТОЧНО УМНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ХОТЕТЬ СТАТЬ ЕЩЕ УМНЕЕ" Отзыв на книгу Дэна Хёрли "Стань умнее. Развитие мозга на практике"


Рецензия на книгу Дэна Хёрли "Стань умнее. Развитие мозга на практике"

Вот я и дочитала книгу, название которой в метро мне стыдливо приходилось прятать. Как-то не по себе было прилюдно читать книгу, на обложке которой крупными буквами написано «Стань умнее» (и гораздо более мелкими – «Развитие мозга на практике»), хотя кому-то это название и могло показаться интригующе-крутым.

Вопреки возможным ожиданиям, в книге нет упражнений по тренировке памяти, развитию внимательности, скорочтению и тому подобных уловок для ума. Зато рассказывается о том, насколько вообще благодарное это дело – развивать интеллект (точнее, как говорится в книге, «когнитивные возможности», т.е. способность к обучению, решению задач и понимаю сути). Это, оказывается, весьма спорный вопрос с точки зрения науки – можно ли вообще «стать умнее». Добрая треть книги посвящена доводам сторонников мнений «за» и «против», рассказам об их замысловатых экспериментах и прочей полемике, - и эта часть, честно говоря, зубосводяще скучна. Если только вы не человек, у которого развитие интеллекта входит в область профессиональных интересов, конечно.

У меня – не входит, именно поэтому я эту книгу так долго и мучила (зачеркнуть) читала. Решила «добить» ее, используя старый добрый филфаковский метод – количество непрочитанных страниц поделила на количество оставшихся дней (получилось по 40). И тут оказалось, что в «Стань умнее» есть места, которые читаются запоем! Временами я даже забывала контролировать «ежедневную норму» и читала больше, в результате пришла к финишу раньше времени (плюс не учла 30 (!) страниц примечаний со ссылками на научные работы и статьи, упомянутые в книге. Кладезь для дипломников, пишущих что-то о развитии когнитивных способностей).

Вот про «запойные» места я и расскажу.

Итак, научный журналист Дэн Хёрли, увлеченный последними исследованиями в области развития мозга, решает поставить опыт на себе и проверить, правда ли, что есть способы стать умнее.
Поскольку он научный журналист, то выбирает методики очень дотошно, изучая теоретическую базу, попутно опровергая разные мифы (например, о том, что беременным полезен рыбий жир – оказывается, напротив, это пагубно сказывается на развитии интеллектуальных способностей ребенка). В результате всех поисков автора, встреч с разработчиками и исследователями тех или иных способов, он останавливается на следующей схеме развития подвижного интеллекта:

1) физические упражнения (вы знали, что всего три часовых прогулки в неделю позволят вашей бабушке существенно улучшить способности к «многозадачности», то есть делать несколько дел одновременно?)
2) компьютерные тренинги для рабочей памяти – с виду обычные «игры», а на деле – тренажеры по развитию когнитивных способностей. Например, Lumosity.
3) обучение игре на новом музыкальном инструменте. Автор освоил лютню, пока писал книгу! И да, оказывается, уже доказано, что обучение музыке развивает мозг.
4) никотиновый пластырь. Никотин сам по себе, без связки с курением, оказывается, приносит больше пользы, чем вреда. При этом не вызывает привыкания, если употребляется в чистом виде.
5) медитация

Дальше автор попытался встроить все эти «примочки», обещающие существенный апгрейд его мозгу, в свое ежедневное расписание.

Главы о том, как он потел на турнике, расслаблялся в медитации, а потом стирал пальцы о струны лютни, читать так же увлекательно, как смотреть в «Красотке» на преображение Джулии Робертс из путаны в леди.
Дэн Херли приходит к интересному выводу: и занятия на компьютере, и обучение музыке, и физические упражнения объединяло то, что все они плохо у него получались, заставляли выходить за пределы зоны комфорта и работать буквально на пределе возможностей. «Может, занятия тем, что у тебя крайне плохо получается, действительно является важным элементом развития мозга?» - задался вопросом экспериментатор. Чем здорово меня обнадежил: я уже два месяца хожу на курсы кройки и шитья, и это по-прежнему дается мне с трудом, но, оказывается, я вполне возможно не только учусь шить, а еще и развиваю мозг! Херли пишет: «Все эти виды деятельности показались мне практически невыполнимыми. Я не просто не слишком в них преуспел – мне было действительно очень, очень трудно. В каждом из трех случаев у меня возникала мысль, что я замахнулся на что-то, что мне явно не по зубам. Мой рассудок твердил: «Это безумие» и «Я никогда не справлюсь». Но я продолжал. Может, ментальная кровь, пот и слезы и вправду являются неотъемлемой частью процесса когнитивного роста?»

Медитация, конечно, стояла особняком ото всех этих пыток.
«Мне очень нравился резкий контраст медитативных упражнений с остальными видами деятельности из моей тренинговой программы, да и со всей моей жизнью, - признается Херли. - Это действительно расслабляло и отлично прочищало мозги». Короче, это было единственное, что не напрягало. Я сама практикую медитацию по методу Сахаджа-йоги около 15 лет, поэтому этот пункт в экспериментах автора был для меня самым интересным.
Но Дэн быстро «сдулся»: «за несколько недель я занимался всего раз семь». Автор объяснил свою неудачу с медитацией тем, что на это у него «не хватало времени», при этом явно лукавя: поездки к учителю игры на лютне в совокупности с самостоятельными занятиями музыкой дома отнимали у него куда больше времени! И тем не менее, он решил из-за цейт-нота отказаться именно от медитации. Кстати, это был единственный пункт его программы, за который, в отличие от никотинового пластыря, занятий спортом, музыкой и на игры на компьютере (тренинговые программы были платными), он ничего не платил или заплатил единожды, занимаясь у себя дома под диск с инструкцией. Я думаю, это сыграло свою роль - вывод из собственного опыта: сахадж-медитация тоже бесплатна, и я много раз видела, как для современного ума это становится скорее препятствием, чем подспорьем.

Перед проведением итоговых тестов, которые и должны показать, стали ли он «умнее», автор делает паузу в описании своих мучений и рассказывает о том, что его привело к этой теме: знакомство с ученым Альберто Коста, отцом девочки с синдромом Дауна.
Личная трагедия заставила этого ученого изучать генетические заболевания, влияющие на интеллект, и он достиг в этом успехов. Оказывается, в современном мире есть две тактики борьбы с синдромом Дауна: одни ученые работают над тем, чтобы не дать таким детям родиться, изучая новейшие методы диагностики, другие, вроде Косты, пытаются найти способы, которые помогут таким детям адаптироваться в современном мире. История этого ученого и его поисков, его дочери Тихе, которая, несмотря на синдром Дауна, на глазах автора легко решает уравнение 8x2-7=505 ("икс квадрат" - вконтакте не напишешь правильно) – это самый трогательный фрагмент всей книги. И это дает понимание к тому, кому эта книга, возможно, нужнее всего – людям, чьи родные страдают заболеваниями, влияющими на интеллект (например, излеченный рак негативно сказывает на когнитивных способностях в будущем). «Стань умнее» - это возможность узнать о новейших разработках в науке и медицине и понять, чем еще, кроме традиционно-проверенных методов можно помочь своим близким.

А что же автор? Стал ли он в результате умнее? Что показало итоговое тестирование?

Наверное, не буду раскрывать эту главную интригу. Так, пожалуй, читать Дэна Херли будет гораздо увлекательнее.

Страница книги на сайте издательства тут.
Купить "Стань умнее" в интернет-магазине Labirint

Комментарии

Популярные сообщения